Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационный подход к преподаванию курса ОБЖ в условиях введения ФГОС

Инновационный подход

к преподаванию курса  ОБЖ в условиях введения ФГОС

Антюфеев Алексей Александрович - преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ№3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области

Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция модернизации российского образования ставят перед учителями задачу подготовки человека, способного самостоятельно добывать знания, применять их в любой жизненной ситуации. Мы должны организовывать такой образовательный процесс, чтобы включался механизм саморазвития его участников, было возможным их самосовершенствование, самообразование. Это обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности, готовит к изменениям в жизни.

В современном обществе существуют реальная угроза жизни человека, связанная с природными силами, причинами техногенного характера. Предмет «основы безопасности жизнедеятельности» дает возможность сформировать личность безопасного типа. А в условиях перехода к федеральному государственному образовательному стандарту важно разработать новые методы и приемы обучения, создать новые формы организации учебного процесса, которые дадут наибольших эффект в обучении.

Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, на запоминание и сохранение материала в памяти и способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям.

Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения.

Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как заинтересовать учеников своим предметом? Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, поможет инновационный подход к преподаванию курса ОБЖ, современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать учебные знания и умения, развивать положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ.

В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям: игровой технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии интегрированного обучения, проектная и поисково-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационная технология.

Игровые технологии.

Одной из важных педагогических технологий в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности является игровая технология, которая позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: интеллектуальные игры: «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», в которых детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. Это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведение урока ОБЖ можно использовать ролевые игры: «Поисково-спасательная операция», «Защита от хлора», «Авиакатастрофа в пустыни» и т.д.), где учащиеся получают различные роли.

3) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Школа безопасности» как на уровне класса, позволяющий задействовать всех учащихся класса, так и на школьном и муниципальном этапах.

Популярной у обучающихся формой, предлагаемых в сфере дополнительного образования, является участие в движении «Школа безопасности». Соревнования «Школа безопасности» проводятся с целью формирования у ребят сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях; пропаганды и популяризации среди молодежи здорового и безопасного образа жизни.

Учитывая, что для подростка значим факт практического содержания в любой деятельности, мы вводим такие формы работы, чтобы не только учитель воздействовал на ученика, но учащийся на своего одноклассника. Те же качества успешно формируются у подростков, которые входят в состав юнармейских отрядов. Основная цель военно-спортивной игры «Победа», в которой отряды принимают участие, – совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи, повышение мотивации к службе в Вооруженных силах Российской Федерации

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Технология уровневой дифференциации.

Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и дает данная технология.

Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.

Технология интегрированного обучения.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Например: При изучении курса ОБЖ в 8 классе много уделяется внимание изучению чрезвычайных ситуаций и часто обращаешь внимание на знания данные на географии, обществознании и других предметов. При изучении курса ОБЖ в 10-11 классах обращаешь внимание на знания данные в курсе изучения истории.

На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения.

Технология проектной и исследовательской деятельности.

Метод проектов позволяет обучающимся осваивать не только теорию, но и практику безопасной жизнедеятельности, развивает мышление, творческие способности. Так, при изучении ОБЖ в 8-х классах при изучении темы «Первая помощь при различных ЧС» ребятам дается задание составить правила поведения при ЧС или алгоритм действий при оказании первой медпомощи, которое они с охотой выполняют. В 10-11 классах «удельный вес» проектной деятельности возрастает. Проекты становятся глубже, серьезнее. Среди них – проект «Боевые традиции», «Дни воинской славы», «Виды и рода ВС России», «Основы медицинской помощи» и другие согласно рабочей программы по ОБЖ.

Результатом проекта может быть реферат, буклет, презентация, доклад, деловая игра, видеоролики, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времен, которые они представляют на классных часах в младших классах. Все изучаемые темы соотносятся с местом, где проживают учащиеся: г. Котовск Тамбовская обл.

Использование проектного образования позволяет: актуализировать знания и умения, индивидуализировать обучение, имеющиеся у учащегося, каждому ученику участвовать в учебном процессе, помогает выполнять работу в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении, четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности, видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности, корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Информационные и коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Использование компьютера - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока. Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.

В ходе применения инновационного подхода при реализации курса ОБЖ я провел опрос обучающихся о целесообразности этих подходов. Результаты опроса показали, что 86% опрошенных поддерживают их, причем выделяют, что так оптимизируется их нагрузка, они приобретают опыт действий, необходимых им в дальнейшей жизни. Осуществляется формирование коммуникативных компетенций обучающихся: они учатся работать в команде, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, во внеурочную деятельность и добиться высоких результатов в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях на школьном и муниципальном уровнях.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Alex27 (11.02.2019)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: